В настоящее время большее значение приобретает насущная потребность в возрождении и обновлении системы образования школы при сохранении ее народной сущности. Народ из поколения в поколение передает свое духовное богатство, создавая духовную культуру общества.
Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Для детей игра – сфера их социального творчества. Ребенок как существо играющее продолжает себя общественным существом, а игра- полигон его общественного и творческого самовыражения. Важность игры как регулятора жизненных позиций ребенка отмечалось выдающимися учеными. Д. Эльконин очень точно сказал о воспитательной ценности игры: «школа игры такова, что в ней ребенок - и ученик, и учитель одновременно. Игра есть образ детства, его «школа морали».
Огромную роль игры в формировании личности, подчеркивает С.Л. Рубинштейн: «Игра хранит и развивает детское мышление в детях, она их школа жизни и «практика развития».
Все больше внимания уделяется сейчас народным играм. Исследованием этой проблемы занимались многие выдающиеся педагоги как К.Д.Ушинский, Я.А.Каменский, А.С.Макаренко и другие. Полифункциональный характер народных игр раскрыт в трудах академика Г.Н.Волкова, который рассматривает в нравственном, эстетическом и умственном аспектах.
Изучение степени разработанности избранной нами проблем показало, что:
1.В опыте национальных школ Якутии, в традициях народной педагогики северян накоплен материал о народной игре в такой степени, что может быть предметом специального использования для удовлетворения потребности ребенка в познании окружающего мира. В частности, в двигательной и умственной активности, развитии воображения и творческих наклонностей, однако нет достаточной пропаганды для изучения, пользования и распространения этих материалов.
2. Проблема игровой практики наиболее разработана применительно к дошкольному возрасту, в то же время для младшего школьного возраста, игра, перестав быть ведущим видом, не всегда учитывается родителями в семейном воспитании. Эта проблема особенно остро наблюдается в нашем улусе из-за того, что мы живем в отдаленном Анабарском улусе, который расположен на крайнем северо-западе Республики Саха между 71-й, и 76-й градусами северной широты. Ныне улус занимает обширную территорию в55,6 тыс.кв, граничит с Булунским, Оленекским улусами и Хатангского районом Таймырского национального округа. В улусе всего проживает 4060 человек, в том числе коренное население: долганы-1190, эвенки-567, эвены-341, юкагиры-6, и тофолары-2.
Число населенных пунктов улуса -3. Улусный центр - Саскылах, который находится на расстоянии от г. Якутска наземным путем-2621км, водным-2855 км, воздушным-1285 км. В таких сложных условиях при долгих полярных днях нам и нашим ровесникам приходится сидеть дома и играть в компьютерные игры, смотреть телевизор и DVD. Между тем количество игровых клубов у нас в Саскылахе целых 2. Конечно, мы по себе знаем, что, все эти развлечения очень популярны, интересны и привлекательны. Когда популярны различного рода компьютерные игры, чрезмерное увлечение всевозможными триллерами, ужасами, фантастикой приводят к агрессивности, эгоизму, расшатыванию нервной системы. Все это не способствует укреплению здоровья и формированию положительных качеств, как доброжелательность, честность, коллективизм, взаимовыручка, основа которых закладывается в народных играх. При умелом использовании игр народов Севера можно добиться определенных успехов в саморазвитии.
Исследование этого вопроса необходимо, так как общеизвестно, что настольные игры народов Севера как огромный пласт культуры обогащают и дают основу дальнейшему развитию и формированию личности ребенка. О национальных настольных играх наши сверстники не знают, и соответственно не играют, поскольку трудно соперничать с компьютерными играми, но есть возможность их совмещать.
Актуальность исследования определила тему нашего исследования: «Настольные игры народов Севера как форма развития личности в условиях Арктики»
Объект исследования – применение игрового подхода в развитии личности.
Предмет исследования – использование настольных игр народов Севера в разностороннем развитии личности.
Цель исследования – изучение и выявление роли настольных игр народов Севера в развитии личности.
Изучая проблему, мы исходили из предположения «гипотезы», что если детские сады, школы, семья в повседневной воспитательной практике используют настольные игры, как средство воспитания и как наиболее ценные идеи народной педагогики, то повысятся интерес к духовной культуре народа и, следовательно эффективность развития личности.
Исходя из цели и гипотезы исследования, в работе решаются следующие задачи:
1.На основе анализа философской, социальной психолого-педагогической литературы определить методологические позиции проблемы этно- педагогических особенностей настольных игр народов Севера в развитии личности в условиях Арктики.
2.Собрать этнографический фольклорный материал по настольным играм народов Севера, и составить методическое пособие с использованием новых информационных технологий.
3.Выявить уровень заинтересованности детей, родителей (при помощи анкетирования), в обучении настольным играм народов Севера и научить их.
4.На основе изученного материала составить методическое пособие с использованием новых информационных технологий для воспитателей и учителей, предложить проект настольной игры.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
1.Выявлены воспитательные возможности настольных игр народов Севера в условиях Арктики.
2. Разработаны пути и условия использования их для формирования и рационального развития интеллектуальных сил и творческой деятельности детей, что обеспечивает методическую основу использования настольной игры в практике.
Практическая значимость исследования: Предложена система использования опыта народного воспитания в совместной работе детского учреждения и семьи. Распространить разработанный проект игры, методическое пособие в целях оказания практической помощи воспитателям, учителям и родителям.
В процессе исследования были использованы методы, выбор которых определялся задачами исследования:
-теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования,
-описание настольных игр народов Севера;
-изучение и обобщение передового и массового педагогического опыта, констатирующего, поискового и формирующего экспериментов, которые позволили выявить и описать реальное состояние интересов и способностей детей (беседа, интервью, анкетирование, анализ работ)
Методологической основой исследования являются концептуальные положения философии и педагогики о роли природной и социальной среды в развитии личности и об общечеловеческих ценностях, влияющих на духовный мир детей.
Внедрение исследовательской работы проводилось в муниципальном детском образовательном учреждении №1 «Тугутчаан» села Саскылах; всего в исследовании участвовало 15 семей, и 15 дошкольников.
(доклад и презентация)
|